ИВР Пугачева О.В.: сентябрь-декабрь 2020

Дата, группа

Название и содержание проводимого мероприятия

1

1.09.20,

ЭУ-31, МЭ-31

Бизнес в Интернете: играем по правилам

Обсуждение состоявшегося в Минске Форума интернет-торговли, который собрал не только владельцев онлайн-магазинов, но объединил маркетологов, специалистов по поисковому продвижению и  юристов.

Эксперты говорили о наболевших вопросах, в частности, об онлайн-кассах и персональных данных, разобрали множество кейсов и цифр, рассказали о новых тенденциях.

Вопросы можно условно разделить на несколько блоков, ответы на которые озвучены в выступлении.

Некоторые из них касаются правового регулирования торговли через интернет. Три наиболее остро стоящих на повестке дня были подробно рассмотрены:

– прием каких вариантов электронных платежей обязателен при торговле через интернет;

– возможность указания на сайте интернет-магазина цен в иностранной валюте;

– легальность торговли через социальные сети.

Наиболее важными по-прежнему являются вопросы безопасности платежей и персональных данных. Самые большие риски для онлайн-бизнеса – это интернет-мошенничество, хакерские атаки, взлом сайтов.

Основные требования к торговле через интернет-магазин:

·                     должен быть зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь;

·                     должен использовать доменное имя, права на которое получены в предусмотренном законодательством порядке, а сайт магазина размещаться на белорусском хостинге;

·                     должен содержать определенную информацию о товарах и владельце магазина (УНП продавца, сведения об основных потребительских свойствах товаров, данные о производителе и др.);

·                     покупатель должен иметь возможность рассчитаться за товар путем дистанционного перечисления денежных средств (бан­ковская платежная карточка, АИС «Расчет»);

·                     на странице должны быть образцы выдаваемых продавцом документов, подтверждающих факт приобретения товаров.

С одной стороны, субъекты хозяйствования – резиденты РБ вправе осуществлять розничную торговлю на ее территории с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, полученного в установленном порядке: сайт должен быть размещен на белорусском хостинге (ч. 3 ст. 19 Закона 128-З).

С другой – субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет-магазин, вправе использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров (рекламы, включая цену товара) при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин (п. 4 ст. 19 Закона 128-З). Такая реклама должна исключать возможность заказа товара через социальную сеть (непосредственной покупки). Все остальное не запрещено.

2

2.09.20,

ЭУ-31, МЭ-31

Приватизация-2019: она все-таки началась

Обсуждение того, что и кому продает государство.

Передача в руки более эффективных частных владельцев акционерных обществ  долго была декларативным обещанием государства. Однако похоже, что ситуация начинает меняться.

Продать все, где нет контроля

Еще в 2018 г. Минфин выступил с инициативой продажи госпакетов акций тех предприятий, где доля, принадлежащая государству, составляет меньше блокирующего пакета (25% плюс 1 акция). Процесс подготовки для практического воплощения заявленной инициативы растянулся на долгие два года.

И наконец, появились первые результаты: комитеты по управлению государственным имуществом всех уровней стали проводить аукционы по продаже пакетов акций, некритичных для сохранения контроля над ключевыми предприятиями белорусской экономики.

Результативность аукционов дает надежду на изменения

Всего в 2019 г. проведено 8 аукционов, на которые были выставлены пакеты акций 14 предприятий. Большинство предприятий так и не вызвали интереса у потенциальных покупателей.

Но некоторые акции все же были проданы. В итоге бюджет смог получить от приватизации 620 тыс. руб. Это, конечно, совсем мало в масштабах государства. Но здесь важно другое: в нашей стране начинается реальная приватизация акционерных обществ. Государство уходит из предприятий, где его участие в капитале некритично, но наличие госорганов в числе акционеров может сдерживать стороннего инвестора в силу негативного инвестиционного имиджа, который сформировался в прошлые годы из-за административно-силового решения многочисленных акционерных конфликтов с участием государственных органов.

Покупать акции могут сами предприятия

Примечательно, что в некоторых случаях предприятие предпочитает самостоятельно выкупать свои акции у государства.

Во многих предприятиях, где сохраняется доля государства, акционеры были бы не против выкупить пакет акций, чтобы в будущем исключить риски, связанные с наличием в составе собственников такого непредсказуемого акционера.

В работу включились исполкомы

Кроме того, нельзя не отметить предоставление более широких полномочий областным и городским исполкомам, которые теперь смогут проводить аукционы по отчуждению акций самостоятельно. Наиболее активно в этом направлении работают Минский, Могилевский и Брестский облисполкомы. Они проделали большую работу, которая вселяет надежду на то, что такие аукционы будут проводиться на постоянной основе.

Многие исполкомы приняли нормативные правовые акты, которые регулируют порядок проведения аукционов, подготовки пакетов акций к продаже, заключение договора с победителем. Государственные органы становятся членами Белорусской валютно-фондовой биржи, создают в своем аппарате управления специальные комиссии по проведению аукционов.

Существенный сдвиг, который сильно повлиял на результативность аукционов, – возможность продавать акции единственному участнику по начальной цене, увеличенной на 5%. Ранее, когда такая норма отсутствовала, единственного участника было недостаточно, чтобы осуществить продажу акций. А в большинстве случаев так и получалось, что на пакет акций претендовал единственный покупатель.

Ложка дегтя – завышенная оценка акций

И все же процедура отчуждения государственных пакетов акций не лишена недостатков. Самый критичный из них – завышенная оценка стоимости акций.

В большинстве случаев цена определяется по обеспеченности акций имуществом, т.е. стоимости чистых активов общества, которое приходится на одну акцию. При этом финансовые результаты деятельности предприятия часто игнорируются.

Лучшее, на что может рассчитывать инвестор, – скидка за убыточную деятельность на протяжении ряда лет, максимум 20%.

При этом расходы на такую оценку чрезвычайно высоки, ее стоимость может доходить до 10 тыс. руб.

Кроме того, победителю необходимо оплатить вознаграждение организатору торгов – 5%. Так что дешевыми предложения государства назвать нельзя.

3

3.09.20,

ЭУ-31, МЭ-31

Земля и воля для предпринимателей

Обсуждение того, чем частному бизнесу мешает доминирование госсектора.

Проблема неравенства в Беларуси государственной и частной форм собственности сложна и многогранна. С одной стороны, все активнее принимаются меры для создания свободной конкурентной среды, с другой – те или иные решения госорганов небезосновательно критикуются как протекционистские.

Сейчас власти готовят новую концепцию управления государственным имуществом, которая призвана уравновесить ситуацию.

В чем неравенство форм собственности проявляется и какие риски в себе несет? Этот вопрос стал ключевым для участников посвященной юбилею Белорусской научно-промышленной ассоциации конференции «30 лет БНПА. Деловой климат Беларуси: честно о перспективах».

Правовой аспект: что записано в Конституции?

Член совета БНПА, доцент кафедры уголовного права юридического факультета БГУ Алексей Лукашов подчеркнул, что базисное положение о равенстве форм собственности зафиксировано в основном законе. Однако в реальности, отметил эксперт, оно не действует ни на уровне нормотворческой деятельности, ни на уровне правоприменения.

По мнению Алексея Лукашова, на нормотворческом уровне проблема сильнее всего проявляется в двух сферах: санации и банкротстве, а также государственных закупках.

– Есть закон, который регулирует вопросы экономической несостоятельности и банкротства. И он распространяет свое действие, оказывается, не на всех. Потому что есть акты Главы государства, которые делают массу изъятий из этого регулирования. Отсюда – невозможность банкротить госпредприятия, – пояснил он.

 Однако сложнее всего выйти на какие-то решения в сельском хозяйстве.

Говоря о сфере госзакупок, юрист обратил внимание на то, что законодательство предусматривает обязанность исполнителя работ и услуг или поставщика товаров выполнить условия договора в срок. Однако сроки оплаты за выполненные работы и услуги регулируются не так жестко:

– Тем самым создается проблема для бизнеса. Государство здесь выступает как сторона этих отношений, но никаких обязательств, предусмотренных Гражданским кодексом, не несет.

Земля одна, налоги разные

Неравенство форм собственности ярко иллюстрируют земельные отношения. Так, часть субъектов хозяйствования, что закреплено на уровне указов Президента, освобождены от платы за заключение договора аренды. Те, кто получил участок до 2012 года, могут его приватизировать за 70% кадастровой стоимости, остальные – за полную стоимость. Это сильно влияет на конкурентоспособность товаров и услуг.

Значительно, до 3,5 раза, отличается база для исчисления земельных платежей в зависимости от назначения объекта. При организации производственного бизнеса издержки будут здесь значительно выше, чем при оказании услуг, что также не создает равных условий.

О токсичных активах

Член совета БНПА Леонид Фридкин отметил:

– Происходит странная вещь: государство хочет заботиться о спасении должников, при этом игнорируя интересы кредиторов, – подчеркнул он.

Эксперт заметил, что ряд сельхозпредприятий имеют возможность систематически не исполнять свои договорные обязательства, и сделать с ними при этом ничего нельзя:

По мнению Леонида Фридкина, неравенство форм собственности способствует коррупции. Доминирование госсектора остается для экономики токсичным, и «как бы мы ни ссылались на его социальный эффект, экономический эффект перевесит любой социальный».

Рецепты готовятся

Заместитель председателя БНПА, ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Георгий Гриц входит в рабочую группу по подготовке концепции управления госсобственностью. По его мнению, вопрос повышения эффективности работы госпредприятий является одним из ключевых с точки зрения экономической безопасности страны.

Раскритиковав низкие темпы роста экономики, закладываемые в последние годы в прогнозные документы, он подчеркнул, что в сложившейся на сегодня ситуации невозможно выполнить и их: при прогнозе 4% ВВП по итогам 2019 года вырос только на 1,2%.

При таких темпах роста Беларусь не сможет достичь желаемых темпов развития и существенно улучшить благосостояние граждан. В госсекторе наблюдается значительное отставание в производительности труда, однако там занято около 1,5 млн человек, формируется более 50% совокупной выручки, на него приходится более 70% промышленного производства.

Как отмечается в проекте названной концепции, которая «меняет мировоззренческое отношение государства к собственности», в неэффективности госсектора в 30% оценивается вклад самих предприятий, а в 70% – госорганов как регуляторов.

Для решения проблемы эксперт предлагает в меньшей степени рассчитывать на приватизацию и иностранных инвесторов, поскольку они значительно обгоняют отечественных инвесторов и по вкладу в отрицательное внешнеторговое сальдо, и по объемам вывода капитала.

Госорганам стоит ориентироваться на успешных белорусских предпринимателей и стимулировать укрепление класса национальных собственников. Для этого можно передавать им госактивы в доверительное управление с льготными условиями их выкупа. На таких подходах строится экономика Германии, Австрии и других развитых стран.

Говоря о социальной функции госпредприятий, Георгий Гриц подчеркнул важность ее сохранения. Не стоит критиковать госсектор за содержание избыточной численности и непрофильных активов. Другой вопрос, что с ними делать дальше. Он отметил, что Минпром на сегодня управляет бОльшим количеством убыточных сельхозорганизаций, чем Минсельхозпрод.

В целом же пассивность руководства госпредприятий заместитель председателя БНПА объясняет минимизацией рисков, традиционно характерной для госсектора:

4

4.09.20,

ЭУ-31, МЭ-31

Чем живут регионы: демография, зарплаты, жилье, финансы предприятий

Обсуждение итогов социально-экономического развития регионов Беларуси за январь-декабрь 2019 г. по данным Белстата и анализ демографической ситуации, заработных плат, жилищного  строительства и финансового состояния организаций в разрезе разных районов страны.

Статистика показывает, что в социально-экономическом развитии Беларуси не удалось избежать перекосов.

Одни регионы, которым повезло иметь на территории крупные предприятия (Солигорский, Светлогорский, Островецкий, Мозырский районы, Жодино, Новополоцк), успешно развиваются. Другие – стремительно деградируют и теряют население. Заметны результаты политики правительства по ограничению роста Минска и развитию городов-спутников. Районы Минской области заметно выделяются темпами роста населения и объемами жилищного строительства.

Данные по медианному значению зарплат показывают, что доходы населения за пределами областных центров и крупных промышленных городов остаются небольшими, несмотря на форсированный рост заработных плат в последние годы.

Каждое третье предприятие убыточно. Где?

Еще один важный аспект, который мы проанализируем в разрезе регионов, – финансовое состояние организаций. Для этого оценим количество убыточных организаций относительно общего количества юридических лиц, зарегистрированных в районе.

По итогам 11 месяцев 2019 г. среднее количество убыточных организаций в стране составило 15%.

Финансовое состояние организаций сильно отличается от одного района к другому без видимой закономерности. Отдельную обеспокоенность вызывает наличие регионов, где каждое четвертое или даже третье предприятие убыточно, что вкупе с растущей кредиторской задолженностью является социальной бомбой замедленного действия.

Население

С демографической точки зрения Беларусь – это страна со стареющим населением, численность которого сокращается из года в год. Но естественная убыль жителей распределяется по территории страны неравномерно.

Положительная динамика по численности населения наблюдается только в Минском, Мозырском, Дзержинском, Смолевичском, Логойском районах.  Все эти районы (за исключением Мозырского) расположены в Минской области, а значит, увеличение населения этих регионов связано со строительством жилья в городах-спутниках и в сельских населенных пунктах за пределами МКАД.

Жилищное строительство по-прежнему сосредоточено вокруг Минска

В Гомельской области жилищное строительство было сосредоточено в основном в Гомельском (61), Петриковском (77) и Чечерском (81) районах. Значительно меньше жилья было построено в Кормянском и Рогачевском районах – менее 15 кв. м на 100 жителей.

Самые низкие в масштабах страны объемы жилищного строительства сложились в Витебской области. В Брестской области основной объем жилищного строительства пришелся на областной центр и соответственно Брестский район.

Результаты по районам Минской области показывают, что все жилищное строительство в минувшем году было сосредоточено в городах-спутниках Минска и вблизи от столицы. На наших глазах происходит формирование так называемой агломерационной короны – интенсивное развитие окружающих территорий вокруг за счет искусственного сдерживания роста центра агломерации – Минска.

5

7.09.20,

ЭУ-31

Бюджетно-налоговая политика: чего ожидать в перспективе

Обсуждение перспектив бюджетно-налоговой политики.

На среднесрочную перспективу в силу сложившейся ситуации будем придерживаться сценария проведения жесткой бюджетно-налоговой политики и поиска внутренних резервов для повышения эффективности.

Участникам очередного заседания Республиканского клуба директоров о ближайших перспективах изменения налогового законодательства рассказали заместитель министра финансов Дмитрий Кийко и заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

В частности, было отмечено.

Сегодня с учетом внешних факторов экономическая ситуация складывается таким образом, что ресурсов и резервов для коренной серьезной налоговой реформы, предусматривающей возможное изменение структуры и состава налоговой системы, а также налоговых ставок нет.

Экономические условия остаются достаточно сложными. Во внешней среде присутствует большая доля неопределенности, не позволяющая сегодня отказаться от проведения жесткой бюджетно-налоговой политики и не дающая возможности сформировать те резервы и ресурсы, которые можно направить на проведение масштабной системной налоговой реформы.

Перед бюджетом стоит ряд задач, в т.ч. сбалансирование доходной и расходной части, причем поддержание сбалансированности в пределах определенных параметров без усиления налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования.

Минимум изменений в законодательстве

В рамках запланированной подготовки законопроектов на 2020 год предусмотрено внесение изменений и в НК в части дальнейшего совершенствования налоговой политики.

В рамках консультативного совета по налоговой политике при Минфине будет подготовлен проект изменений в НК. При этом планируется инициировать минимум изменений, в основном внести корректировки в положения НК, которые требуют урегулирования в рамках действующей редакции НК, рассмотреть механизмы взимания налогов с точки зрения возможности их упрощения, упростить некоторые подходы налогового администрирования.

С 01.01.2019 вступила в силу новая редакция НК. Как показал прошедший год, серьезных проблем с применением НК не возникло.

В рамках работы над действующей сегодня редакцией НК был разрешен ряд системных вопросов, направленных на снижение налоговой нагрузки, устранение налоговых барьеров, присутствующих в налоговом законодательстве и являющихся темами дискуссий на различных площадках на протяжении последних лет (взимание повышенных ставок налогов, повышающие коэффициенты к став­кам имущественных налогов и др.). Большое внимание было уделено проблемам налогового администрирования, по ряду вопросов найдены компромиссные решения, удо­влетворившие как государственные органы, занимающиеся администрированием, так и бизнес-сообщество.

6

8.09.20,

ЭУ-31,

МЭ-31

Ждем роста ВВП за счет развития IT и мобилизации госпредприятий

Обсуждение проекта программы социально-экономического развития Беларуси до 2025 года.

В Совмине рассмотрели проект программы социально-экономического развития Беларуси до 2025 года. В правительстве понимают, что сейчас отечественная экономика на распутье: либо принципиально не менять ее структуру, и тогда она будет идти по инерционному пути, либо двигаться к достижению намеченного на конец пятилетки ВВП в 100 млрд долларов США.

Какие темпы экономического роста прогнозируют в правительстве? И главное, за счет чего?

Заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич назвал главным достижением завершающейся пятилетки сохранение макроэкономической стабильности. Среди положительных итогов 2019 года – низкие темпы инфляции (4,7% при запланированных 5%) и сбалансированное сальдо счета текущих операций.

Средняя зарплата в реальном выражении за год выросла на 7,3%. Замминистра признал, что ее рост опережает рост производительности труда, однако это является компенсационной мерой для предотвращения оттока кадров и усиления миграционных настроений.

ВВП по итогам года вырос на 1,2% при запланированном росте 4%.

Основным драйвером в экономике в прошлом году выступил сектор информации и связи. В частности, развитие IТ (сектор прирос за год на 9,3%) внесло почти половину от общего экономического роста.

А вот транспорт и логистика уже среди аутсайдеров – снижение за год на 0,1%. В министерстве это объясняют некоторым замедлением экономической активности и негативным эффектом от загрязнения поступающей в Беларусь российской нефти: сектор просел в период вынужденного простоя трубопроводов.

Пока идем по консервативному сценарию

Замминистра признал, что для достижения за 5 лет ВВП в 100 млрд USD белорусской экономике необходимо прирастать в год на 3–3,6%. Пока же до таких темпов далеко: целевой сценарий на 2020 год предполагает рост ВВП на 2,8%, консервативный – на 1,9%. И в министерстве видят, что второй вариант более вероятен.

Драйверами роста разработчики программы на пятилетку видят IТ, экспортный потенциал которого, как выразился Дмитрий Ярошевич, «безграничен», сферу услуг и промышленный госсектор – при условии эффективного развития управления.

Тревоги делового сообщества о том, что государственные предприятия, имеющие проблемную задолженность, пора отучать от бюджетных вливаний, в Минэкономики разделяют. Однако, по мнению Дмитрия Ярошевича, ситуация пока не является критической, поскольку уровень проблемных необслуживаемых активов в госсекторе находится на безопасном уровне и не формирует системных финансовых рисков.

Говоря о развитии сферы услуг, представитель министерства подчеркнул, что в правительстве ведутся дискуссии о том, на каких услугах стоит сфокусироваться.

Всемирный банк ждет развития конкуренции

Более пессимистичной картина развития белорусской экономики видится во Всемирном банке (ВБ). Экономист ВБ Кирилл Гайдук отметил, что по прогнозам экспертов организации ВВП Беларуси в 2020 году может вырасти только в пределах 1%.

Сейчас необходимо сосредоточиться на увеличении производительности труда, развитии конкуренции и повышении эффективности госпредприятий. Нет оснований ожидать, что темпы роста экономики будут высокими в долгосрочной перспективе. Но эксперт ВБ считает, что нынешнее правительство может справиться с этими вызовами.

Кирилл Гайдук скептически относится к возможности достижения белорусской экономикой объема ВВП в 100 млрд USD. Он напомнил, что сейчас ВВП составляет 62 млрд, а максимальный его уровень в прошлые годы был 77 млрд.

Также, по мнению представителя организации, в Беларуси необходимо существенно улучшать инвестиционный климат.

7

8.09.20,

ЭУ-31

Нефть по рыночным ценам: угроза или ветер перемен

Обсуждение результатов переговоров глав государств Беларуси и Российской Федерации.

Нефть нашей стране будет отпускаться по мировой цене, газ – по цене прошлого года (127 USD за 1 тыс. куб. м). Достигнутые соглашения являются по сути перезагрузкой отношений Беларуси с Россией: вместо обсуждения интеграционных карт на повестке дня стоял вопрос о выходе стран на торговлю нефтью по мировым ценам.

Это означает, что Россия окончательно отказала Беларуси в компенсации потерь, понесенных нашей страной в результате реализации налогового маневра, ясно дав понять, что без реализации интеграционных соглашений о льготных ценах на энергоносители вскоре придется забыть. Однако насколько критичны такие условия для нашей страны?

Сокращение доходов от переработки нефти заложено в бюджете

Главная угроза, которую несут в себе новые договоренности, – сокращение доходов республиканского бюджета из-за снижения объема переработки российской нефти.

Однако не все так критично – Минфин заблаговременно подготовился к возможным последствиям и заложил в бюджет 2020 года снижение доходов от изменения условий поставок российской нефти. Пояснительная записка, которая сопровождала проект бюджета, оценивает эти потери в 1,488 млрд руб., в т.ч. 537,2 млн руб. – от реализации «налогового маневра» и еще 950,9 млн руб. – из-за прекращения договоренностей с Россией в нефтегазовой сфере.

В то же время в базовый сценарий экономического развития страны в предстоящем году заложены следующие параметры: среднегодовой курс российского рубля к доллару США – 67,5 руб., курс белорусского рубля к доллару США – 2,2447 руб., цена на нефть марки Urals – 60 USD за баррель и сохранение объема импорта нефти из Российской Федерации для переработки – 18 млн т. Несмотря на то что в январе объемы поставки нефти в Беларусь были низкими (0,5–0,6 против 1,5 млн т за аналогичный период прошлого года), достижение договоренностей позволяет надеяться, что поставки нефти возобновятся.

Цена на нефть падает, что также оказывает поддержку бюджету. Текущая цена марки Brent – 54–55 USD, более тяжелая марка Urals торгуется на 2–3 USD дешевле.

Достаем калькулятор – все не так страшно

По данным импорта за январь–ноябрь 2019 г., средняя цена импорта нефти составила 364 USD за тонну. С учетом плотности 1 т нефти Urals равна 7,28 барреля. То есть Беларусь покупала 1 баррель нефти за 50 USD за тонну.

Иными словами текущая цена равна 90% от мировой с учетом ее снижения за последнее время. Кроме того, как следует из высказываний чиновников, близко знакомых с предметом переговоров, переход на мировую цену будет осуществляться поэтапно, а это значит, что у нас достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условиям работы.

Белнефтехим тоже не спит

4 февраля 2020 г. на официальном портале «Нефтехимия» были представлены основные положения Стратегии развития нефтехимического комплекса до 2030 года.

Новая стратегия подразумевает завершение начатых инвестиционных проектов в целях увеличения выхода светлых нефтепродуктов, работу по повышению операционной эффективности, оптимизацию загрузки производственных мощностей, повышение эффективности продаж.

Только за 2020 год экономический эффект от реализации мероприятий по снижению затрат предприятиями нефтепереработки оценивается в 36 млн USD.

Вместе с тем цена на топливо будет продолжать расти, но АЗС при этом не станут зарабатывать больше – денежные потоки направят на поддержку отечественных НПЗ, которые в 2020 году выходят на завершающую стадию модернизации производственных мощностей.

Частично нивелировать негативное влияние роста цен на нефть позволит и проведение гибкой политики в области загрузки мощностей белорусских НПЗ, которая будет определяться исходя из потребности в нефтепродуктах внутри страны и емкости прибыльных экспортных рынков.

Чтобы избежать непредвиденных проблем с поставкой российской нефти для загрузки НПЗ, будет продолжена работа по поиску альтернативных источников нефти в качестве резервного варианта.

8

8.09.20,

ЭУСз-31

Нацбанк излучает «информированный оптимизм». Курс будет по-настоящему плавающим, но равновесие не нарушится

Обсуждение ситуации на валютном рынке страны.

С 19 февраля Нацбанк снизил ставку рефинансирования – до 8,75%. В последний раз она менялась 20 ноября прошлого года – до 9%. Ключевая ставка постепенно снижается уже на протяжении почти четырех лет: с апреля 2016 г., когда ее значение изменили с 25 до 24%, она снижалась еще пятнадцать раз.

Почему, несмотря на заметное ослабление белорусского рубля и нефтегазовую неопределенность, регулятор на очередном, проходящем раз в квартал заседании правления пошел на такой шаг, журналистам рассказал председатель правления Нацбанка Павел Каллаур.

2,2 рубля ради здоровой экономики

В Нацбанке прогнозируют, что курс национальной валюты будет находиться «вблизи равновесия». Падение курса «зайчика» на текущей неделе до 2,2 руб. за доллар США глава Нацбанка объяснил сезонным спросом на иностранную валюту. Ситуация на валютном рынке совершенно понятная и прогнозируемая, заверил он.

В целом же в этом году курс белорусского рубля будет менее стабильным, чем в прошлом.

Как считают в Нацбанке, текущее ослабление рубля может привести к увеличению покупки валюты населением. В январе физические лица купили на 44,8 млн USD больше, чем продали.

Страна готова жить без дешевой нефти

При этом в Нацбанке не склонны преувеличивать значение для белорусской экономики в качестве внешних рисков российского налогового маневра в нефтяной отрасли и отсутствия окончательных договоренностей по поставкам в Беларусь энергоресурсов. Руководитель НБ РБ подчеркнул, что белорусские власти готовы к последствиям.

Павел Каллаур высказал предположение, что контракты на поставку нефти с основными российскими поставщиками удастся заключить в ближайшее время. И заметного влияния ни на курс белорусского рубля, ни на приток валюты в страну, ни на макроэкономическую стабильность в стране вся эта ситуация не окажет.

По его словам, существенных рисков в себе не несет и возможное сокращение объемов нефтепереработки. Да, экспорт снизится. Да, приток валютной выручки упадет. Но одновременно упадут расходы на закупку российской нефти. И в сумме изменения не будут катастрофичными.

Инфляция: реальность и ожидания

Одним из ключевых факторов глава Нацбанка назвал выполнение в прошлом году целевого показателя по инфляции – 4,7% при прогнозе 5%.

При сохранении в этом году аналогичного уровня инфляции в Нацбанке ожидают рост регулируемых цен и тарифов, который будет опережать увеличение общего уровня цен. Прежде всего, пояснил Павел Каллаур, речь идет об автомобильном топливе.

По мнению главы Нацбанка, внешние условия останутся благоприятными и будут оказывать сдерживающее влияние на рост цен в Беларуси на импортируемые товары.

Не ожидают инфляционного давления в главном банке и со стороны национальной экономики.

По его словам, прогнозируется сохранение умеренного потребительского спроса. Этому будет способствовать сбалансированный рост заработных плат на фоне замедления потребительского кредитования.

Виновники инфляции: коронавирус, госпредприятия и опасения белорусов

Пока источники рисков в основном формируются за пределами Беларуси. Это неопределенность на финансовых рынках и в мировой экономике в целом, в т.ч. в связи с эпидемией коронавируса в Китае.

При этом к долгосрочным внутренним экономическим рискам в Нацбанке относят снижающиеся, но все еще высокие инфляционные ожидания. Основным фактором здесь остается чувствительность населения к изменению цен на отдельные группы товаров.

Де-факто в Нацбанке признают, что инфляционный ориентир в 5% на ближайшие годы остается оптимальным, и о его снижении говорить пока рано.

За прошлый год удалось стабилизировать долю необслуживаемых кредитов, значимый вклад в которую вносят проблемные долги госсектора.

В дальнейшем необходимо активнее заниматься финансовым оздоровлением предприятий, развивать финансовый рынок и фактически создавать рынок долговой, подчеркнул руководитель главного банка.

9

10.09.20,

МЭ-31

На что готовы айтишники ради реального сектора

Обсуждение складывающихся отношений с заказчиками реального сектора белорусской экономики

Глава белорусского правительства на заседании Совмина призвал IT-сектор больше работать на потребности белоруской экономики. Пока, по его мнению, «уровень взаимодействия внутри страны по этому направлению трудно назвать достойным: все новейшие разработки работают на экономики других стран».

Мнение по этому вопросу Сергея Левтеева, председателя правления IBA Group – крупнейшего отечественного IT-разработчика.

– Сергей Вадимович, мнение о том, что IT-отрасль работает на внешние рынки и почти не занимается внутренним, достаточно распространено. Откуда, на ваш взгляд, взялся такой стереотип?

– Сперва давайте разберемся, что такое белорусская IT-отрасль и что она производит. В основном это компании, которые работают на массового пользователя смартфона или компьютера, – создают разного рода развлекательные, игровые программы.

Естественно они размещают свои приложения на международных площадках. Это даже не вопрос оптимизации, а единственный способ найти своего клиента.

Тех, кто сориентирован на корпоративных заказчиков, в разы меньше. Если отнять компании, специализирующиеся на финансовом секторе, то мы получим относительно небольшое число IT-разработчиков. И тем не менее их ресурсов более чем достаточно, чтобы удовлетворить потребности белорусских предприятий реального сектора в программных продуктах.

– Откуда тогда взялся стереотип об айтишниках, игнорирующих потребности белорусского рынка?

– Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо задаться еще одним: а нужны ли информационные технологии белорусским пред­приятиям?

На мой взгляд, при господствующей у нас модели корпоративного управления не очень-то и нужны. А если не очень нужны, то возникает соблазн предъявить к разработчику повышенные требования в части сроков исполнения, стоимости, ответственности.

Получив подобные завышенные требования, разработчики зачастую отказываются от заказа. А далее следует реакция в ответ: мол, вы хотите работать в Америке, Австралии и не хотите в Беларуси.

– Какова примерно доля белорусских разработок на внутреннем рынке?

– Можно смело говорить, что в заказном программном обеспечении доля белорусских разработчиков доминирующая, близка к 100%. В сегменте готовых IT-продуктов картина обратная. Основная масса закупаемого ПО – импортная, что вполне естественно. Белорусские разработки закрывают малый сегмент потребностей. Но и это нормально. Большинство же стран покупают IT-решения без привязки к национальной юрисдикции.

– Успевает ли, на ваш взгляд, белорусский бизнес в деле цифровизации по сравнению с другими странами?

Белорусские предприятия тратят на информационные технологии менее 1% от совокупной выручки. Это в разы меньше, чем в странах-соседях, не говоря уже о Западной Европе или Америке.

Проблема не только в платежеспособности белорусских предприятий и суммах, которые они расходуют на цифровизацию. В современных условиях целесообразней не создавать что-то с нуля, а купить готовые решения, адаптировав их под свою модель.

Я говорю о популярном в мире формате SaaS (Softwareas a Service, рус. – программное обеспечение как услуга). Не надо ничего разрабатывать, создавая у себя отделы АСУ, как это было в советские времена. Не надо тратить деньги и несколько лет на создание системы, которая непонятно как будет работать и будет ли работать вообще. Можно купить готовый сервис, при необходимости потом приобрести расширение производительности либо дополнительный функционал.

У нас же почему-то многие пытаются решать задачи цифровизации собственными силами. Не важно, что нет специалистов и не хватает средств – все равно буду пытаться что-то сделать сам. Или, скорее, не будут, а только сделают вид, что что-то делают.

Руководители боятся брать на себя ответственность за использование нетрадиционных моделей. К тому же накладывается определенный политический аспект.

– Передает ли оборонная промышленность заказы белорусским айтишникам?

– К нам поступают заказы от оборонки, и белорусской, и российской. Это в очередной раз подтверждает тезис о том, что если со стороны заказчика есть желание внедрить IT-разработку и понимание, какую именно, то результат будет.

– Сергей Вадимович, какова доля внутреннего рынка в портфеле заказов IBA Group?

– В общих объемах заказов – порядка 10–15%. В определенных технологических сегментах выше. У нас есть продукты и решения, в большей степени ориентированные на постсоветское пространство.

Да, западные рынки наиболее маржинальны и этим интересны для нас. Но вполне рентабельно можно работать и в Беларуси.

– Ваши заказчики на внутреннем рынке в основном частные компании?

– Мы работаем и с частным бизнесом, и с госструктурами, например, выполняем проекты в рамках госпрограмм, заказы министерств

– Каким, по вашим прогнозам, будет темп цифровизации белорусской экономики?

– Если ничего не менять, то темп будет такой, какой он сейчас. А сегодня он такой, как примерно 10 лет назад, и в части скорости, и в части IT-решений. Возможно, чуть меньше стало пиратского софта, а в остальном ничего принципиально не изменилось.

– По каким направлениям цифровизации мы отстаем?

– Один из базовых трендов в мире – переход на SaaS-системы, причем с многоуровневым аутсорсингом. Компании реального сектора занимаются профильным бизнесом, а цифровыми решениями их обеспечивают сторонние организации: кто-то предоставляет вычислительные ресурсы, кто-то базовое ПО, кто-то ставит приложения.

Но трудно представить, что какой-нибудь белорусский флагман отдаст расчет заработной платы своего коллектива стороннему исполнителю, что массово распространено на Западе.

Что уж говорить о сложных системах типа Business Intelligence, предлагающих готовые управленческие решения? В Беларуси даже базовые продукты по учету данных, защите информации находятся в зачаточном состоянии.

А целые отрасли реального сектора экономики вообще не автоматизированы. Взять, к примеру, сельское хозяйство. Мы как-то попробовали проехать по сельхозорганизациям, чтобы понять, где можно использовать нашу систему AgronomX, интегрирующуюся с бухгалтерскими программами.

Как оказалось, в половине колхозов вообще нет программ бухучета. Буквально на счетах считают.

Что касается IT-сектора: он готов обеспечить белорусскую экономику практически любыми решениями. Для этого есть и ресурсы, и опыт, и желание.

10

10.09.20,

ЭУСз-31

С сахаром разобрались. На что еще стоит обратить внимание?

Обсуждение реэкспорта товаров Республикой Беларусь.

Ранее было обнаружено несколько странных внешнеэкономических операций, которые выбивались из общей логики внешней торговли. Так, например, сахар импортируется из России по более высокой цене (475 USD), чем отгружается на экспорт в ту же страну (446 USD).

Странности раскрылись, когда стали известны подробности «сахарного» дела: оказалось, в Беларуси существовала схема реэкспорта сахара. Пользуясь тем, что Белстат представил данные по внешней торговле за 9 месяцев 2019 г., можно проверить, как обстоят дела с другими операциями, которые ранее привлекали внимание.

Цемент и торф на очереди

В первом полугодии мы торговали в минус цементом и импортировали торф. По итогам девяти месяцев 2019 г. ситуация не изменилась.

Мы экспортировали 1466 тыс. т цемента, 57% которого было продано в Россию (по цене 53,2 USD за т), 16% – в Польшу (54,2), 13% – в Украину (52,7). Ввезли в страну за тот же период 474 тыс. т цемента: 67% из России (по цене 52,4 USD за т), 14% – из Китая (53,1), 10% – из Украины (55).

Как мы видим, только операции с Украиной продолжают идти в минус, с основным партнером – Россией – мы вышли на положительное сальдо в торговле. А ведь финансовое состояние предприятий цементной отрасли не лучше, чем производителей сахара, а дотаций она получает еще больше.

Также обстоят дела и с торфом. Мы экспортировали 234 тыс. т торфа, 29% которого было отгружено в Литву (по средней цене 50 USD за т), 17% – в Польшу (50), 15% – в Чехию (63), 10% – в Швецию (43). При этом мы импортировали 28,7 тыс. т торфа, 80% которого пришло в страну из Польши по цене 59 USD. То есть мало того, что мы не в состоянии добыть необходимое стране количество торфа, так мы еще и ведем торговлю себе в убыток.

Фруктов и цветов стали ввозить еще больше

В сентябре мы считали, сколько цветов должна получить каждая белорусская женщина и сколько яблок съесть каждая белорусская семья, чтобы проиллюстрировать то количество цветов и яблок, которые ввозятся на территорию нашей страны. Сделаем это снова.

С учетом данных за 9 месяцев 2019 г. объем экспорта составил 817 млн бутонов и 218 тыс. т яблок. Это 160 бутонов на каждую белорусскую женщину и 92 кг яблок на семью из 4 человек.

Львиная часть этого объема идет на экспорт, главным образом – в Россию. Объем реэкспорта составил 98,5% цветов и 22% яблок. Получается, что белорусская семья все-таки съедает 72 кг яблок за 9 месяцев, иначе сложно объяснить, куда девается 4/5 экспортируемых яблок, которые по официальным документам не покидают пределов страны.

На то, что здесь не все чисто, указывают цены данных товарных групп. Например, средняя цена импорта свежих роз – 393 USD за 1 тыс. шт., продаются за пределы страны такие цветы уже по цене 87,3 USD за 1 тыс. шт. Такая же ситуация с яблоками, которые ввозятся в страну по цене 504 USD за 1 т, а продаются по цене 265 USD за 1 т.

Может, конечно, мы покупаем импортные товары, а продаем дешевые отечественные, однако это допущение не объясняет, куда уходит весь объем ввезенных в страну цветов и яблок.

А что с сырьем для пластмасс

На долю первичного сырья для изготовления пластмасс традиционно приходится 40% всего импорта по товарной группе «Пластмассы и изделия из них, каучук, резина и изделия из них». В стоимостном выражении это 546 млн USD.

Многие позиции импорта в товарной группе пересекаются с экспортом, при этом цена экспорта оказывается ниже, чем импорта. Например, за 9 месяцев 2019 г. мы ввезли в страну 131,6 тыс. т полимеров этилена по средней цене 1317 USD за 1 т, а продали 119,2 тыс. т по средней цене 1080 USD за 1 т.

Электроэнергия: литовцам – дешевле, а белорусам – согласно тарифам

Еще одна порция математики, которая вызывает вопросы. За 9 месяцев 2019 г. мы экспортировали электроэнергию общим объемом 2130 млн кВт.Чч по цене 52,4 USD за 1 тыс. кВт.Чч. Это приличный объем, сопоставимый с потреблением электроэнергии в Брестской области, или 6,5% от объема потребления страны.

При этом цена экспорта значительно ниже (5,24 цента за кВт.Чч), чем итоговые тарифы для внутреннего потребления, даже в сравнении с тарифами для населения (0,1746 руб., или 8,35 цента за кВт.Чч).

С одной стороны, это широко распространенная практика, когда энергоресурсы отпускаются населению страны по более высоким тарифам, чем средняя цена экспортных ресурсов. С другой – сложно привести более наглядный пример, который демонстрирует, что население не станет получать более дешевую электроэнергию даже когда будет введена в эксплуатацию Белорусская АЭС.