Научные школы

Blog > Научные исследования > Научные школы

На факультете создана и успешно развивается классическая научно-педагогическая школа экономической теории, методологии экономической науки и истории экономических учений профессора Научителя М. В., основанная в начале 70-годов. Эстафету в развитии научной школы перенял  ученик Научителя  М.В. – д.э.н, профессор Сорвиров Б.В., зав.кафедрой экономической теории и мировой экономики.  Успешное функционирование научной школы   и  кадровый потенциал сотрудников позволяют осуществлять активную научно-исследовательскую работу.

Школа Научителя

Классическая научно-педагогическая школа экономической теории, методологии экономической науки и истории экономических учений профессора Научителя М. В.

Разработка методологической концепции представителями гомельской школы экономистов обусловлена как предметными, так и структурными, функциональными особенностями экономической теории как самостоятельной отрасли знаний. В этой связи основной упор в исследованиях, проводимых в рамках тематики школы, был сделан на теоретическое обоснование переходной экономики как особого этапа развития социально-экономической системы, связанного с трансформацией экономических отношений, поиском цивилизованных моделей постиндустриального развития общества. Проблемы формирования и развития концепции социальной рыночной экономики в РБ, преодоления трансформационного кризиса и его последствий явились своеобразным катализатором исследований комплекса таких взаимосвязанных процессов системной трансформации, выполненных представителями школы (М.В. Научитель, Б.В. Сорвиров, Л.М. Петровская, А.В., Данильченко, Е.П. Цыбина, Л.Н. Кривошеева, В.К. Драчев, В.А. Щепов, Г.В. Башлаков и др.), как макроэкономическая стабилизация, структурная и институциональная реформа, приватизация, оптимизация государственного регулирования экономики. Это нашло отражение в ряде монографий: «Рыночная экономика: теория и практика» (1994), «Проблемы становления рынка (теоретический аспект)» (1997), «Трансформация национальной экономики: разгосударствление в Беларуси и мировой опыт» (1997), «Концептуальные проблемы трансформации экономических систем» (1999), «Разгосударствление и приватизация» (1999), «Микро- и макрорегулирование экономики в условиях перехода к рынку» (1999), «Рыночный механизм в переходной экономике региона» (2002), «Теория переходной экономики и макроэкономическая стабилизация» (2002), «Оптимизация государственного регулирования переходной экономики в условиях инфляции» (2003).

Одной из главных составляющих общего кризиса переходной экономики является, как известно, кризис инвестиционной сферы. Проводя комплексное исследование проблем транзитивной экономики, исследователи школы (М.В. Научитель, Б.В. Сорвиров, С.Г. Шулейко и др.) поставили перед собой цель теоретически обосновать процесс привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику и разработать комплекс предложений по совершенствованию государственного регулирования привлечения и защиты иностранных инвестиций в условиях переходной экономики страны. Результаты работы школы в данном направлении нашли отражение в большом количестве публикаций. Наиболее важные из них – книги «Концептуальные проблемы трансформации экономических систем» (1999) и «Вопросы регулирования иностранных инвесторов: институциональный аспект» (2000).

Одним из направлений исследования трансформационных проблем, предпринятых учеными школы (Б.В. Сорвиров, Л.Н. Кривошеева), была аграрная реформа и экономическое плодородие земли. Результат работы – монографии «Переходная экономика и земельная реформа в объективе экономической теории» (2001).

Значительное место в исследованиях школы занимают проблемы трансформации форм собственности в переходной экономике, проблемы разгосударствления и приватизации, развития предпринимательства в Беларуси и институтов его поддержки. С 1997 по 2004 год в республике и за рубежом были опубликованы работы представителей школы (Б.В. Сорвиров, В.К. Драчев, Н.В. Бонцевич, О.С. Башлакова) «Трансформация национальной экономики: разгосударствление в Беларуси и мировой опыт» (1997), «Разгосударствление и приватизация» (1999), «Взаимодействие банка с предпринимателями в регионе: теория и практика» (2001), «Промышленный бизнес и основные институты рыночной инфраструктуры» (2002), «Приватизация в Беларуси» (2002), «Банк и предпринимательство: механизм взаимодействия» (2003), «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона» (2004).

Представители школы не обошли вниманием и вопросы внешнеэкономической деятельности государства. Исследователи школы (Б.В. Сорвиров, Э.А. Савенок, Е.А. Западнюк, С.С. Каморников) разработали основы организационно-экономического механизма развития приграничного сотрудничества Гомельской, Брянской и Черниговской областей.

Большое место в исследовательской тематике школы занимают вопросы истории экономических учений. Основной тематикой научных разработок в области истории экономических учений стали проблемы эволюции немарксистской политэкономии, критический анализ западных экономических концепций. Наряду с Научителем М.В. в разработке этих проблем и в подготовке публикаций участвовали д.э.н. Б.В. Сорвиров, д.э.н. Н.Е. Титова, к.э.н. В.И. Бобрик, к.э.н. В.В. Зарецкий, к.э.н. Н.П. Пухова, к.э.н. А.В. Воронич, а также аспиранты А.Н. Ковзик, Т.Ф. Балашова, И.А. Лаврухина и др.

Комментарии отключены.

Blog > Научные исследования > Научные школы

^Наверх^