Коммерческая деятельность

Специальность высшего образования I ступени

С 1998 учебного года в «Гомельском государственном университете» осуществляется подготовка по специальности  1– 25 01 10 – «Коммерческая деятельность».

Подготовка по специальности связана с динамичным развитием сферы услуг, в которой требуются специалисты с высшим образование, обладающие современными знаниями в области коммерческой деятельности, маркетинга, экономики и организации торговли, в том числе и на внешних рынках.

Выпускающая кафедра – кафедра экономической информатики, учета и коммерции.

Присваиваемая квалификация – «Экономист».

Набор в 2019 году
Форма обучения Срок обучения, лет Вступительные испытания
Заочная сокращенная 3,5 Х Экономика организации торговли (письменно) Основы менеджмента (письменно)

Характеристика специальности

Выписка из образовательного стандарта ОСВО 1-25 01 10–2013 специальности «Коммерческая деятельность»

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

Специальность 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства», направлению образования 25 «Экономика» и обеспечивает получение квалификации «Экономист».

4.2 Требования к уровню образования лиц, поступающих для получения высшего образования I ступени

4.2.1 На все формы получения высшего образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.

4.2.2 Прием лиц для получения высшего образования I ступени осуществляется в соответствии с пунктом 9 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

4.3 Общие цели подготовки специалиста

Общие цели подготовки специалиста:

— формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

— формирование способностей к аналитической деятельности, решению задач научного и академического характера;

— формирование профессиональных качеств, обеспечивающих реализацию целей государства в области социально-экономического развития, в ходе осуществления коммерческой деятельности.

4.4 Формы получения высшего образования I ступени

Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная, вечерняя), заочная (в т.ч. дистанционная).

4.5 Сроки получения высшего образования I ступени

Срок получения высшего образования в дневной форме получения образования по специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» составляет 4 года.

Срок получения высшего образования в вечерней форме составляет 4,5 года.

Срок получения высшего образования в заочной форме составляет 5 лет.

Срок получения высшего образования в дистанционной форме составляет 5 лет.

Срок получения высшего образования по специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» лицами, обучающимися по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, может быть сокращен учреждением высшего образования при условии соблюдения требований настоящего образовательного стандарта.

Срок обучения по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, в вечерней и заочной (в т.ч. дистанционной) формах может увеличиваться на 0,5-1 год относительно срока обучения по данной образовательной программе в дневной форме.

5 Характеристика профессиональной деятельности специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста

Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются:

— 10 Производство продуктов питания;

— 42 Гражданское строительство;

— 43 Специальные строительные работы;

— 45 Оптовая и розничная торговля автомобилями, мотоциклами и их ремонт;

— 46 Оптовая торговля, за исключением торговли автомобилями и мотоциклами;

— 47 Розничная торговля, за исключением торговли автомобилями и мотоциклами;

— 49 Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;

— 50 Деятельность водного транспорта;

— 51 Деятельность воздушного транспорта;

— 52 Складирование и вспомогательная транспортная деятельность;

— 55 Услуги по временному проживанию;

— 56 Услуги по общественному питанию;

— 63 Деятельность в области информационного обслуживания;

— 64 Финансовые услуги, кроме страхования и дополнительного пенсионного обеспечения;

— 66 Вспомогательная деятельность в сфере финансовых услуг и страхования;

— 70 Деятельность головных организаций; консультирование по вопросам управления;

— 73 Рекламная деятельность и изучение конъюнктуры рынка;

— 77 Аренда, прокат, лизинг;

— 82 Деятельность в области офисного административного и вспомогательного обслуживания, направленного на поддержание коммерческой деятельности.

5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: управленческие, коммерческие, организационные, маркетинговые, прогностические, аналитические процессы и операции, осуществляемые закупочными организациями, организациями торговли и услуг всех форм собственности, производственными предприятиями различных отраслей экономики, в разрезе которых осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием I ступени в рамках установленных специализаций.

5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста

Специалист должен быть компетентен в следующих видах деятельности:

— организационно-управленческой;

— коммерческой;

— научно-исследовательской.

5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста

Специалист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

— постановка управленческих задач;

— использование существующих методов обоснования принимаемых экономических решений;

— организация торгово-технологических процессов;

— оценка результатов и прогнозирование параметров деятельности;

— проведение анализа экономической деятельности организаций;

— анализ факторов, обуславливающих динамику основных экономических показателей типичного субъекта хозяйствования;

— эффективное управление ресурсами;

— осуществление коммерческой деятельности по закупкам и реализации товаров в сфере товарного обращения и соответствующих структурах в сфере производства и услуг;

— исследование и мониторинг отраслевого рынка;

— применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;

— адаптация инновационных технологий к деятельности организаций.

5.5 Возможности продолжения образования специалиста

Специалист может продолжить образование на II ступени высшего образования (магистратура) в соответствии с рекомендациями ОКРБ 011-2009.

6 Требования к компетентности специалиста

6.1 Состав компетенций специалиста

Освоение образовательных программ по специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:

академических компетенций, включающих знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться;

социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

профессиональных компетенций, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

— АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

— АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

— АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

— АК-4. Уметь работать самостоятельно.

— АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

— АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

— АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

— АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

— АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

— СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

— СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

— СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

— СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

— СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

— СЛК-6. Уметь работать в команде.

6.4 Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен быть способен:

Организационно-управленческая деятельность

— ПК-1. Работать с юридической литературой и трудовым законодательством.

— ПК-2. Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей.

— ПК-3. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

— ПК-4. Анализировать и оценивать собранные данные.

— ПК-5. Владеть современными средствами телекоммуникаций.

— ПК-6. Готовить доклады, материалы к презентациям.

— ПК-7. Пользоваться глобальными информационными ресурсами.

Коммерческая деятельность

— ПК-8. Анализировать внутренний рынок и закономерности его развития, исследовать рыночную конъюнктуру, проводить конкурентный анализ.

— ПК-9. Исследовать и оценивать потребительские предпочтения, уметь их формировать с помощью маркетинговых коммуникаций.

— ПК-10. Управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству.

— ПК-11. Устанавливать деловые связи с поставщиками, разрабатывать и заключать контракты на поставку товара.

— ПК-12. Управлять товарными, информационными и финансовыми потоками при организации процессов товарного обращения.

— ПК-13. Создавать систему управления затратами с целью их оптимизации.

— ПК-14. Принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные.

— ПК-15. Количественно и качественно оценивать риски.

— ПК-16. Оценивать перспективность бизнеса, его конкурентоспособность, эффективность.

— ПК-17. Обосновывать решения о выходе на внешние рынки и разрабатывать стратегии эффективного проникновения.

— ПК-18. Организовывать деятельность торговых организаций и коммерческих служб промышленных предприятий.

— ПК-19. Осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери.

— ПК-20. Формировать эффективную ценовую политику.

— ПК-21. Участвовать в выборе и формировании логистических цепей и схем в торговых организациях.

— ПК-22. Разрабатывать проекты в рамках профессиональной деятельности с использованием информационных технологий и участвовать в них.

— ПК-23. Анализировать хозяйственную деятельность организаций.

Научно-исследовательская деятельность

— ПК-24. Принимать участие в исследованиях, связанных с совершенствованием коммерческой деятельности промышленных предприятий и организаций сферы торговли и услуг.

— ПК-25. Изучать и анализировать тенденции развития потребительского рынка.

— ПК-26. Использовать экономические законы и закономерности в управлении коммерческой деятельностью.

— ПК-27. Проводить исследования в области совершенствования методологии продвижения и реализации продукции и товаров.

— ПК-28. Разрабатывать отдельные компоненты стратегии и тактики осуществления коммерческой деятельности промышленных предприятий и организаций сферы торговли и услуг.

— ПК-29. Использовать комплексный подход при решении проблем коммерческой деятельности промышленных предприятий и организаций сферы торговли и услуг.


Краткие паспорта экономических специальностей

Информация приемной комиссии

Мониторинг специальности «Коммерческая деятельность» на сайте abiturient.by