Мировая экономика

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Мировая экономика» в ГГУ им.Ф.Скорины

С 1998 учебного года в «Гомельском государственном университете» осуществляется подготовка по специальности «Мировая экономика».

Открытие новой специальности связано с большой потребностью предприятий и организаций Гомельской области, страны в целом в специалистах экономического профиля с углубленным знанием иностранных языков, мировой экономики и международных экономических отношений, методов развития и поддержания внешнеторговых связей.

Выпускающая кафедра – кафедра экономической теории и мировой экономики.

Присваиваемая квалификация — «Экономист».

Набор в 2017 году
Форма обучения Срок обучения, лет Вступительные испытания
Дневная 4 Белорусский (русский) язык (ЦТ) Математика (ЦТ) Иностранный язык (ЦТ)

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Мировая экономика»

Выписка из образовательного стандарта ОСВО 1–25 01 03–2013 специальности «Мировая экономика»

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

Специальность 1-25 01 03 «Мировая экономика» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства», направлению образования 25 «Экономика» и обеспечивает получение квалификации «Экономист».

Согласно ОКРБ 011-2009 по специальности предусмотрены специализации:

— 1-25 01 03 01 «Управление внешнеэкономической деятельностью»;

— 1-25 01 03 02 «Внешнеторговая и коммерческая деятельность»;

— 1-25 01 03 03 «Социальное управление в мировой экономике»;

— 1-25 01 03 04 «Управление иностранными инвестициями»;

— 1-25 01 03 05 «Международные инвестиции»;

— 1-25 01 03 06 «Международное экономическое сотрудничество».

4.2 Требования к уровню образования лиц, поступающих для получения высшего образования I ступени

4.2.1 На все формы получения высшего образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.

4.2.2 Прием лиц для получения высшего образования I ступени осуществляется в соответствии с пунктом 9 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

4.3 Общие цели подготовки специалиста

Общие цели подготовки специалиста:

— формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности.

4.4 Формы получения высшего образования I ступени

Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная, вечерняя), заочная (в т.ч. дистанционная).

4.5 Сроки получения высшего образования I ступени

Срок получения высшего образования в дневной форме получения образования специальности 1-25 01 03 «Мировая экономика» составляет 4 года.

Срок получения высшего образования в вечерней форме составляет 5 лет.

Срок получения высшего образования в заочной форме составляет 5 лет.

Срок получения высшего образования в дистанционной форме составляет 5 лет.

Срок получения высшего образования по специальности 1-25 01 03 «Мировая экономика» лицами, обучающимися по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, может быть сокращен учреждением высшего образования при условии соблюдения требований настоящего образовательного стандарта.

Срок обучения по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, в вечерней и заочной формах может увеличиваться на 0,5-1 год относительно срока обучения по данной образовательной программе в дневной форме.

5 Характеристика профессиональной деятельности специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста

Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются:

— 64 Финансовые услуги, кроме страхования и дополнительного пенсионного обеспечения;

— 70 Деятельность головных организаций; консультирование по вопросам управления;

— 84 Государственное управление.

5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и научно-исследовательские процессы.

5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста

Специалист должен быть компетентен в следующих видах деятельности:

— организационно-управленческой;

— финансовой;

— инновационной;

— консультационной;

— предпринимательской;

— переводческой.

5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста

Специалист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

организационно-управленческая деятельность:

— оценка процессов, происходящих в международной экономике, выявление тенденции и перспектив развития;

— проведение эконометрического анализа уровней развития стран, тенденций развития мировой торговли;

— использование элементов экономического анализа при организации практической деятельности на предприятиях;

— проведение анализа и разработка рекомендации по совершенствованию национальной стратегии развития страны;

— участие в проведении торговых переговоров с представителями зарубежных стран и международных организаций по вопросам вступления и процедурам деятельности международных организаций;

— оценка позитивных и негативных последствий сотрудничества государства с международными экономическими организациями, прогнозирование перспектив дальнейшего сотрудничества;

— владение приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала;

— оценка затрат и результатов деятельности организации;

— проведение экспертизы научно-исследовательских и проектных работ;

финансовая деятельность:

— разработка внешнеторговых контрактов и организация их исполнения;

— оценка финансового состояния предприятий;

— организация договорных отношений с банками по расчетно-кассовому обслуживанию, валютным безналичным расчетам, кредитованию и другим банковским услугам;

инновационная деятельность:

— разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии и реализация их;

— осуществление экономического обоснования инновационных проектов;

— разработка нормативных методических документов в области экономики;

— самостоятельное использование современных компьютерных технологий для решения инновационных задач профессиональной деятельности;

консультационная деятельность:

— консультации по перспективным направлениям внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

— консультации по оптимальным методам регулирования ВЭД и международных экономических отношений (МЭО);

предпринимательская деятельность:

— ведение переговоров, разработка контрактов с другими заинтересованными участниками;

— ведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами;

— определение эффективности ВЭД;

переводческая деятельность:

— владение современными средствами телекоммуникаций;

— общение профессионального и социокультурного характера на иностранном языке;

— использование иностранного языка в качестве инструмента профессиональной деятельности.

5.5 Возможности продолжения образования специалиста

Специалист может продолжить образование на II ступени высшего образования (магистратура) в соответствии с рекомендациями ОКРБ 011-2009.

6 Требования к компетентности специалиста

6.1 Состав компетенций специалиста

Освоение образовательных программ по специальности 1-25 01 03 «Мировая экономика» должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:

академических компетенций, включающих знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться;

социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

профессиональных компетенций, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

— АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

— АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

— АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

— АК-4. Уметь работать самостоятельно.

— АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

— АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

— АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

— АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

— АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

— СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

— СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

— СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

— СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

— СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

— СЛК-6. Уметь работать в команде.

6.4 Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен быть способен:

Организационно-управленческая деятельность:

— ПК-1. Использовать основные экономические теории в профессиональной деятельности.

— ПК-2. Применять методы экономико-математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности.

— ПК-3. Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки экономической информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

— ПК-4. Использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

— ПК-5. Самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

— ПК-6. Работать с экономической и юридической литературой, законодательством.

— ПК-7. Анализировать и оценивать собранные данные.

— ПК-8. Определять эффективность направлений международной специализации.

— ПК-9. Осуществлять выбор оптимальных инструментов (тарифных, нетарифных, финансовых) регулирования внешнеэкономической деятельности.

— ПК-10. Исследовать зарубежный рынок и принимать решения о стратегии работы на нем.

Финансовая деятельность:

— ПК-11. Разрабатывать внешнеторговые контракты и организовать их исполнение.

— ПК-12. Оценивать финансовое состояние предприятий.

— ПК-13. Организовывать договорные отношения с банками по расчетно-кассовому обслуживанию, валютным безналичным расчетам, кредитованию и другим банковским услугам.

Инновационная деятельность:

— ПК-14. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.

— ПК-15. Применять методы анализа и организации внедрения инноваций.

Консультационная деятельность:

— ПК-16. Консультировать по перспективным направлениям ВЭД.

— ПК-17. Консультировать по оптимальным методам регулирования ВЭД и МЭО.

Предпринимательская деятельность:

— ПК-18. Вести коммерческие переговоры с иностранными партнерами.

— ПК-19. Самостоятельно принимать решения.

— ПК-20. Организовывать работу исполнителей по достижению поставленных целей и задач.

— ПК-21. Обеспечивать поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

— ПК-22. Ставить цели и формировать задачи в области МЭО, определять методы их решения.

— ПК-23. Анализировать поведение экономических субъектов.

— ПК-24. Применять методики управления.

— ПК-25. Оценивать эффективность управления.

— ПК-26. Определять эффективность ВЭД.

Переводческая деятельность:

— ПК-27. Владеть современными средствами телекоммуникаций.

— ПК-28. Вести общение профессионального и социокультурного характера на иностранном языке.

— ПК-29. Изучать литературу на иностранном языке по специальности.

— ПК-30. Использовать иностранный язык в качестве инструмента профессиональной деятельности: перевод и реферирование профессионально ориентированных и научных текстов, выступление с публичной речью, составление деловой документации.


Краткие паспорта экономических специальностей

Информация приемной комиссии

Мониторинг специальности «Мировая экономика» на сайте abiturient.by