Проекты 2006 года

Отчет

о деятельности Инициативной группы студентов экономического факультета и Франко-Белорусского  института управления Гомельского государственного университета им.Ф.Скорины «ДАММЕСК» в рамках программы SIFE за 2005-2006 учебный год.

«ДАММЕСК» — это Движение, Активность, Молодость, Мотивация, Единство, Свобода и Команда.

«Студенты в свободном предпринимательстве» — звучит многообещающе, поэтому услышав об этом проекте в конце декабря 2005 года мы, студенты экономического факультета и факультета иностранных языков, параллельно обучающиеся в ФБИУ, воодушевились и в течение 3 дней пути на учебную стажировку в профессионализированный институт управления обменивались идеями. Ведь каждый студент, который решил связать свою жизнь с экономикой, видит себя в будущем перспективным бизнесменом, управляющим огромным предприятием. Однако все мы понимаем, что знаний, которые нам даются в университете, недостаточно, чтобы сразу заняться своим бизнесом и стать винтиком громадного механизма рыночной экономики. Именно поэтому здорово, что есть такие проекты, которые ставят своей целью помогать людям в осуществлении своей мечты через образование в области свободного предпринимательства.

Ведь экономика — это основа нашего общества, затрагивающая все аспекты жизни и деятельности, а, следовательно,  каждый должен  иметь общее представление о том, как работает экономическая система.

Итак, главный проект, который нас познакомил и объединил – это Франко-Белорусский институт управления при ГГУ имени Франциска Скорины. Он был создан 1 сентября 1995 года в соответствии с договором о сотрудничестве между нашим университетом и Университетом Овернь Клермон-1, Франция. У студентов университета, а в последние 3 года и у студентов других ВУЗов, появилась возможность в дополнение к белорусскому диплому получить французский государственный диплом по специальности «Менеджмент малых и средних предприятий». Но этот проект дело не наших рук. А теперь о нас и о наших делах.

1. Проект «Научно-практическое исследование рынка товара» мы сопроводили девизом – «Учась сам, помогай другим».

Цель проекта – оказать практическую помощь существующему предприятию и обучить применению научных подходов и технологий, необходимых для его успешного функционирования.

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции частное производственное унитарное предприятие (ЧПУП) «Белсплат», выпускающее металлические двери различного назначения (подъездные, квартирные, подвальные), не может полагаться только на имеющийся ассортимент. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками.

Следовательно, предприятию необходима программа разработки новых товаров или усовершенствования уже имеющихся. И наиболее логичной стартовой площадкой в поиске новых идей являются сами потребители. За их нуждами  и потребностями можно следить с помощью опросов клиентуры, что и было предложено предприятию членами нашей инициативной группы.

Руководству предприятия было разъяснено, что стратегию роста можно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми предприятие может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста). Мы остановились на первом направлении и рассмотрели возможности глубокого внедрения на рынок, расширения границ товара и его совершенствование.

Мы подошли к вопросу творчески и провели научно-практическое исследование рынка товара «металлические двери входные квартирные». Нами в районах города с помощью специально разработанных анкет были опрошены жители самых различных слоев и разного достатка (от пенсионеров до предпринимателей), установившие в квартирах металлические входные двери, изготовленные ЧПУП «Белсплат» и другими предприятиями.

Результаты были обработаны с помощью компьютера и использованы в обобщенном виде маркетинговой службой предприятия при определении рыночной стратегии, что привело к получению прибыли в размере 133000 рублей.

2. В рамках следующего проекта нами была проведена экономическая игра «Синдбад Мореход» с учащимися 4 «А» класса школы № 69.

Задача игры очень проста: максимально разбогатеть, покупая товары в тех городах, где они дешевле, и продавая их там, где они дороже.

Через игру дети, сами того не подозревая, многому учатся. Игра для школьника любого возраста является самостоятельной ценностью. В игре, работая с интересом, ребенок словно превосходит самого себя, и тогда экономическое образование идет легко и естественно. Содержательная сторона игры приобщает участников к взрослой жизни, что в полной мере отвечает потребностям детей «быть взрослыми».

В ходе игры дети были разделены на команды, каждая из которых была кораблем, плавающим по морям и океанам и ведущим торговлю в разных странах. Каждый корабль-команда представлял собой свободный рынок, который сам выбирал цену, по которой прибыльно произвести или реализовать тот или иной товар, сам выбирал город, где торговать, сколько лавок ставить, вкладывать деньги в недвижимость или нет. Моря и океаны, по которым путешествовали корабли-команды, представляли собой глобальную экономику, в которой есть конкуренты и форс-мажорные обстоятельства, в которой товар облагается пошлинами и подвержен кражам.

Дети развивали в себе предпринимательские и коммуникационные способности, умение управлять финансами и работать в команде. Каждый из детей представил себя в роли участника мирового экономического процесса, который соответствует нормам этики и социальной ответственности, что поддерживает принципы рыночной экономики.

В скором времени родители начнут давать им деньги на карманные расходы. Эта игра поможет понять, что не всегда хорошо пойти и потратить деньги в первый же день, научит их рассуждать, прежде чем сделать ту или иную покупку. Очень важно начинать такой вид обучения, как обучение обращению с деньгами, в раннем возрасте. Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят счастье, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, но весьма соблазнительные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека.

Победила команда, которая быстрее всех принимала решения с помощью перекрестного анализа, обсуждения и контрпредложений, лучше всех проявила себя в командной работе и сумела лучше всего наладить свое производство, тем самым заработав самую большую прибыль.

3.« Предпринимательству – свободную дорогу ».

Следующий проект был разработан и реализован среди студентов четырех факультетов – иностранных языков, филологического, факультета психологии и довузовской подготовки, юридического. В результате нами была проведена работа с 92 студентами. Целью проекта было выяснение уровня общей экономической грамотности студентов неэкономических специальностей и в дальнейшем повышение этого уровня путем обучения базовым понятиям и идеям свободного предпринимательства, основам поведения в условиях рыночной экономики. Основной учебной задачей являлось предоставление участникам возможности  развить и уточнить свое понимание предпринимательства как процесса управления собственным делом и как сектора экономики.

Первоначально среди выбранных студентов было проведено открытое анкетирование с целью определения базовых знаний о предпринимательстве.

При обработке результатов выяснили, что в данный момент практически никто из студентов не готов и не желает (!) стать предпринимателем. Объясняют это респонденты нехваткой базовых знаний и средств. Кроме того, лишь 3,7% опрошенных показали свое знание понятий, затронутых в анкете. По результатам опроса выявлено, что молодежь в лице опрошенных не только не знает, что такое предпринимательство, каковы условия существования предпринимательства и его формы, но и не понимает важности малого бизнеса и свободного предпринимательства для развития мировой экономики.

После проведения среди заинтересовавшихся небольшой образовательной программы, сопровождавшейся  активным использованием упражнений и тестов, анализом реальных ситуаций, состоялось повторное анкетирование студентов по тем же вопросам. Результаты были обнадеживающими.

При осуществлении данного проекта мы пытались не только обучить, но и создать востребованную на сегодняшний день мобильную образовательную среду, постарались реализовать самостоятельный, творческий проект обучения свободному предпринимательству, так как понимаем, что лучший способ содействовать развитию общества – это учить других.

4. В очередном проекте «Сегодня — игра, завтра – жизнь. Познавай играя!»

Была поставлена задача нести экономические знания в массы и вовлечь людей, интересующихся экономикой, и вовсе отдаленных от этой науки.