Сегодня — игра, завтра – жизнь. Познавай играя! Газета «Гомельский университет», апрель 2006г.

SIFE (Student in Free Entreprise) – «Студенты в свободном предпринимательстве» — это широкомасштабная студенческая программа, представляющая участникам возможность реализовать самостоятельные, творческие, инновационные проекты обучения свободному предпринимательству, бизнесу и экономике населения своего города, района.

Штаб-квартира SIFE находится в г.Спрингфилд, штат Миссури, США. Информацию о деятельности SIFE можно найти на странице www.sife.org. Основная цель программы – помогать людям в осуществлении своей мечты через образование в области свободного предпринимательства.

Ознакомившись с целями, задачами и правилами программы студенты экономического факультета и факультета иностранных языков учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», параллельно обучающиеся в ФБИУ, создали инициативную группу и с энтузиазмом взялись за дело.

Экономика — это основа нашего общества, затрагивающая все аспекты жизни и деятельности, а следовательно, иметь общее представление о том, как работает экономическая система, должен каждый. В одном из наших проектов была поставлена задача нести экономические знания в массы и вовлечь людей, интересующихся экономикой, и вовсе отдаленных от этой науки.

К участию в деловой игре по финансовому маркетингу были привлечены ученики 11-х классов гимназии №56, 10-х классов школы №46 и студенты 3-го курса факультета иностранных языков, которые создали 5 команд-предприятий – представителей трех стран – Беларусь, Великобритания и Франция. Каждое из предприятий «выпускало» идентичный товар и продавало его на рынке 4-й страны – Германии, за долю которого велась борьба. Для успешного представления на международном рынке участники игры актуализировали свои познания в области экономики своей страны и экономики страны-импортера. Для усложнения было поставлено условие, чтобы внутри команд работа велась только на языке соответствующей страны. С этим проблем не возникло, так как студенты факультета иностранных языков хорошо владеют английским, ученики 46-й школы – французским, а гимназии №56 – родным белорусским. Проблема была лишь в том, чтобы вспомнить или выучить и понять экономические термины на другом языке, но ведь наша задача учиться и познавать.

Для нас самих, организаторов игры, было интересно, как проще и понятнее донести до людей, которые никогда не сталкивались с экономическими терминами, понятия «амортизация» или «инвестиции», «основной капитал» или «стратегия быстрого снятия сливок».

Всего деловая игра включала 4 периода. Для каждой команды-предприятия – представителя страны — были разработаны бланки на трех языках. Для обработки информации после каждого промежуточного этапа и для подведения результатов использовалось программное обеспечение на французском языке. После каждого периода компьютер определял по балльной системе позицию каждой команды. Если команда довольна своими результатами, она может работать в соответствии с выбранной стратегией и дальше, в противном случае может изменить свою стратегию на следующий период. Интересная особенность игры заключалась в том, что каждая из команд могла купить информацию и своих конкурентах. Заплатив за изучение рынка, игроки могли получить информацию о цене на товар; о доле рынка, занятой предприятием-конкурентом, о его затратах на рекламу и т.д.

Помимо самой деловой игры во время компьютерной обработки промежуточных результатов командам была предоставлена возможность получить бонусы за использование языка только своей страны (без перехода на русский – это разрешалось только для консультаций с независимым наблюдателем), за соблюдение правил делового этикета, за участие в викторине и др.

Лидеры выделились в самом начале. Ими стали учащиеся многопрофильной гимназии № 56. Они использовали стратегию «быстрого снятия сливок». Остальные команды не придерживались одной стратегии, меняли ее на противоположную. В итоге – проигрыш. Как они сказали после игры в процессе обсуждения результатов: «Не смогли сразу разобраться в ситуации, а потом нас задушили более сильные конкуренты. Когда втянулись, игра уже закончилась». По окончании игры все без исключения получили грамоты, благодарности и сладкие подарки. Все были уставшими (еще бы, игра длилась 5 часов!), но довольными. Со стороны участников поступило предложение провести матч-реванш. Идея нам понравилась. Возможно, это будет еще один проект, но об этом в следующий раз.

Корнеенко Ольга Емельяновна, руководитель инициативной группы
Гудкова Марина Александровна, студентка экономического ф-та